Поиск
  • Новые Голоса Гештальта

Осознавание как функция Селф (А. Сорокин)

Пост обновлен март 10

Введение.


«Осознавание уже само по себе может быть целительным».

Ф. Перлз


Учение о селф в гештальт-терапии (ГТ) на протяжении всей её истории подвергается тщательному пересмотру. Адекватно отвечать на запросы людей, доверившихся нам, мы можем только если остаёмся чувствительными к актуальным полевым тенденциям. Процессуальное видение Селф, предложенное Гудманом, было огромным вкладом в теорию гештальт-терапии. Мы много рассуждаем об Ид-, Персонэлити- и Эго-функциях, расширяем их видение, разрабатываем техники работы с ними. Но меня всегда заботило – почему мы обходим вниманием то, что лежит за пределами всего этого? За пределами чувств, мыслей и действий? Что позволяет нам замечать все это? Я говорю об осознавании, способности, которая лежит в корне нашего мироощущения. Оно просыпается вместе с нами, затухает, с отходом ко сну, сопровождает в измененных состояниях сознания. Вы спросите «как же так»? Мы практически постоянно говорим об осознавании, не проходит и одного часа работы, чтобы мы не упомянули это слово. Но о чем же мы говорим? Вроде бы интуитивно все достаточно понятно, особенно когда клиенту или участникам групп предлагаются упражнения по работе с осознаванием. Но если мы захотим подробнее разобраться в значении таких слов как «осознанность», «осознавание», «сознавание», «awareness», «consciousness», то нас ждет очень интересный и захватывающий период жизни, в течение которого можно успеть написать пару диссертаций, объясняющих все смысловые оттенки этих неоднозначных понятий. Поэтому, конечно, очень важно понимать о чем мы все-таки говорим. Я приведу несколько, на мой взгляд, основных концептов связанных с этой группой слов.


-Внимание, направленное на текущий процесс переживаний, выделяющий нечто актуальное в нем (Далее — ОС1). Сознательно (преднамеренно) ли оно, в смысле зависит ли это от самого человека? Похоже, что оно может быть более или менее преднамеренным. По сути, развитие бОльшей преднамеренности в этом процессе — это предполагаемый результат психотерапевтиеской работы.


-Осознавание, или осознание (ОС2), как результат некоторого процесса психотерапии или ассимиляции некоторых событий жизни. Человек, например, говорит «О, я сейчас осознал, что долгое время то-то и то-то». Можно также описать это как понимание некоторой «правды» о себе, например о своем характере, паттернах отношений и т. д.


-Осознанность (ОС3) в смысле соблюдения некоторых важных установок. Часто говорят об осознанном отношении к природе или осознанном отношении к своему теле или просто к себе. По некоторым источникам, буддийское слово «сати», что первоначально стали переводить как «осознанность» (а лучше было бы перевести чем-то типа «памятование») отражает именно это значение. Интересно как, по этой теории, это слово стало впоследствии обрастать все новыми и новыми значениями.


-Осознавание (ОС4) как процесс непосредственно сопровождающий все наши переживания. Неотъемлемое свойство сознания, одновременно этим сознанием и являющееся. Например, медики говорят «Пришел в сознание». В восточных учениях это свойство сознания называют «ясный свет» или «ясность». По идее, можно понять, что в этом процессе мы, как человеческие существа, не играем никакого участия, мы осознаем поскольку имеем эту способность, поскольку это наша природа.


Вот так описывается «ясность» в буддизме: «Уму присуща ясность как способность воспринимать любые явления. Эта неограниченная способность ума воспринимать есть его природа ясности. Ум, пустой и ясный по своей сути, порождает все переживания сансары и нирваны; они коренятся в уме, как растения в почве. Ум служит источником всех переживаний.» Калу Ринпоче


Стоит указать, что в буддийском учении слова "сознание" и "ум" тождественны.


-Миллер (британский гештальт-терапевт) в следующем отрывке, похоже, казалось бы говоря об этом виде осознавания (ОС4), раскрывает нам совершенно новый:


«В осознавании нет интенциональности, направленного внимания. Отличие между осознаванием и вниманием аналогично разнице между отрезком и вектором. Отрезок задает всего лишь величину. Вектор задает величину и направление. Внимание – это творческое усилие, а осознавание само по себе – нет. Осознавание открывает тебя миру, оно может пробудить тебя для настоящего, но оно само по себе не подводит тебя к встрече с миром, от которой родилось бы что-то новое. Для этого осознаванию надо добавить агрессию, потому что само по себе осознавание не имеет ни силы ни направления. А вот внимание всегда направлено на что-то. Внимание – это направленное осознавание. Есть два направления, по которым можно пройти в любой момент в жизни: навстречу другим и миру или - от них. Внимание обращает тебя к миру или к себе, или – к миру и себе.»


Говорит ли он об агрессии как о чем-то преднамеренном, что можно добавить самостоятельно, тогда осознавание в этом случае будет чем-то вроде режима ненаправленного внимания (добавим его в наш список под переменной ОС5) или все таки оно говорит об осознавании в смысле «ясного света»?


-Осознавание (ОС6) в смысле трансцендентального конструкта осознающего и даже содержащего Бытие. Этим концептом широко пользуются в разнообразных духовных учениях, говоря о Боге, Абсолюте, Атмане и т.д. Прошу прощения у адептов разнообразных духовных направлений, если не совсем правильно употребляю термины их учений, буду рад, если в письме на e-mail нашего журнала получу более подробное их разъяснение. Чтобы объяснить разницу между этим концептом и прошлым можно сказать, что о таком осознавании говорят, что оно сохраняется даже в глубоком сне без сновидений и при смерти физического тела. Часто в восточных практиках объединяются ОС4 и ОС6, но я отделяю ОС4 как присущий сознанию уровень восприятия, не окрашенный концептуальным различением.


О каком же из осознаваний говорил Перлз в цитате размещенной в начале статьи?


Очень важно понимать и отделять смыслы друг от друга, чтобы не создавать терминологическую, а следовательно и практическую путаницу.


В гештальт-терапии первым трем осознаваниям уделяется просто огромное место, но ОС4 и ОС5 его не уделяется практически совсем. В этой статье я хотел бы немного раскрыть своё понимание этих концептов, в большей степени 4-го. Его, ОС4, я и называю функцией осознавания (ФО). ОС5, я хоть и считаю возможным переживанием, но не ставлю стремление к нему целью работы. Скорее его узнавание помогает глубже проникнуть в переживание ФО. Большинство понимания этой структуры было приобретено мной из литературных источников, работы с собой и со своими клиентами и пациентами. Я не претендую на пересказывание каких-либо учений или психотерапевтических подходов, хотя и пользуюсь заимствованными терминами, а также не отрицаю ценности других направлений психотерапии и считаю подход работы с функцией осознавания лишь одним из возможных. В дальнейших абзацах я представляю взгляд на ФО как на функцию Селф, ведь это, по-моему мнению, присущая всем нам способность непосредственного «восприятия» любого опыта.


Необходимость работы с функцией осознавания


В наше время многие люди испытывают трудности с жизнью в постоянно изменяющемся мире. Они пытаются укрыться в специфических областях существования: в виртуальном мире, мире близких взаимоотношений, мире карьерного роста. Множество энергии уходит в узконаправленные сферы жизни. Соответственно и эмоции, которые человек переживает, становятся очень интенсивными. Провалы, неудачи и ошибки переживаются крайне болезненно не только из-за количества вложенных сил, но и из-за невозможности выйти из дисгармоничной системы. Причем, это относится не только к системе физической, например, компании, в которой человек трудится, но и к системе психологической, которую сложно менять из-за узости контактов, малого количества поддержки, высокой загруженности, недостаточности опыта в этой сфере. На этом фоне возникают состояния, которые принято называть депрессивными, люди теряют смысл существования, надежду на обретение душевного комфорта. Попытки изменения установок и поведения, процесс обретения новых навыков отнимают силы, которых и так нет. Бессмысленность, безысходность, бессилие стали уже не просто симптомами, а веянием времени. Может быть поэтому в наше время такое распространение получили тренинги личностного роста и программы по развитию мотивации. В чем же подход, основанный непосредственно на функции осознавания, может помочь таким клиентам? Самое парадоксальное, что он ничем им помочь не может, ведь говоря о подобной помощи мы вступаем в зону не самого непосредственного осознавания, но того, что осознается. Поэтому единственным результатом работы с осознаванием можно назвать изменение фокусировки сознания с точки обособленной, страдающей и неудовлетворенной Личности на точку непосредественного осознавания, объектом наблюдения которого становится сама эта Личность. Страдания не исчезают, но взгляд на них кардинально меняется. По словам одного из современных учителей недвойственности: «Для того, чтобы избавиться от человеческих страданий необходимо перестать быть человеком.» Я бы добавил: «И стать функцией осознавания». Хотя даже о том, чтобы стать функцией осознавания не идет речи, ведь невозможно стать тем, чем ты уже являешься на определенном уровне, скорее можно сказать так: «Вспомнить, что ты и есть эта функция осознавания и никогда не переставал ею быть»


Осознавание как функция селф


У слова функция есть два значения. Первое – это некоторая возможность, потенциал, который может быть реализован в его специфическом виде. Например, функция размножения у живых существ. Также функция – это значение, по отношению к чему-либо. Пример – математическая функция. Такой двойной взгляд может быть отнесен к каждой составляющей селф. На функцию Ид можно взглянуть как на переживания и ощущения, еще не вышедшие за пределы «телесного», а можно взглянуть как на состояние Селф, в отношении этих переживаний. То есть, когда мы, например, переживаем что-то смутное и до-вербальное – это окрашивает всю целостность селф в оттенки Ид. Таким же образом мы можем посмотреть и на осознавание. Это одновременно и присущая всем нам функция и специфическая конфигурация Селф в отношении неё. В работе с осознаванием, с вспоминанием того, что мы из себя представляем на самом глубоком уровне, мы реконструируем и нашу структуру Селф. То есть, можно сказать, что решение всех проблем, при таком подходе, лежит в обретении структуры селф, соответствующей взгляду с точки зрения функции осознавания. Это происходит при помощи ОС2, мы, как терапевты, не открываем клиенту ничего нового, а лишь показываем те измерения опыта, что были "забыты". В буддийском учении о цели практики говорят как об Освобождении. В этом смысле мне очень отзывается такая цель и для работы с ФО — освободиться от тех переживаний, которые изо дня в день мешают нам жить не при помощи их удаления или реструктурирования, а с помощью восприятия их как неотъемлимых элементов существования, принятии существующего положения дел.


Функция осознавания в структуре Селф


Если представить Ид и Персонэлити функции как опорные углы равнобедренного треугольника, а функцию Эго расположить в его вершине, то функцию осознавания можно обозначить как круг, в котором покоятся все эти три функции. Если же смотреть на соотношение функций в контексте цикла создания и разрешения гештальтов, то функция осознавания будет действовать на всем протяжении цикла. В тени остается, в основном, фаза ассимиляция, а также неосознаваемые переживания, которые еще даже не сформировались для вхождения в зону осознавания. Как же объяснить то, что постоянно присутствующая функция осознавания незаметна для нас на протяжение практически всей жизни, если мы целенаправленно не исследуем её? Ответ заключается в том, что также как существуют прерывания контакта с потребностью или прерывания в цикле создания/разрушения гештальтов существуют прерывания для осознания функции осознавания:


-Базовое незнание о функции осознавания.

-Идентификация себя только с проявлениями сознания. Это прерывание интроективной природы, отождествление себя с действиями, чувствами: с тем, что можно назвать проявлениями или объектами осознавания, тем, что может быть осознанно.

-Отсутствие желания и/или возможностей восприятия функции осознавания: отсутствие концентрации внимания, возможности понимания концепта, неверие, страх прикосновения к глубоким слоям сознания.


Континуум развития осознавания


В процессе психологического развития существует постепенное осознавание тех или иных аспектов своей психологической жизни. Например, некоторым людям сложно заметить свои малопонятные телесные ощущения, но в процессе терапии получается все больше прикасаться к этой сфере своего внутреннего мира. Также обстоит дело и с функцией осознавания. Со временем мы можем все больше и больше замечать себя, смотрящими с точки зрения ФО. Иногда это лишь эпизодически проскакивает в нашей ежедневной деятельности. Но с течением процесса терапевтической работы функция осознавания все больше проявляется.


В следующей главе я привожу некоторые феномены, сопровождающие структуру селф, действующего в функции осознавания. Это не должно быть только интеллектуальным постижением ФО, эти принципы, при их глубоком усвоении, в единой целостности затрагивают все сферы жизни человека.


Природа функции осознавания


Не-концептуальность (от англ. Concept – значение)


Переживание природы функции осознавания находится за пределами мыслей, чувств, значений, определений, воспоминаний и других значительных и мимолетных движений сознания. Поэтому его невозможно напрямую описать при помощи языка и символьного обозначения. Скорее, его можно понять через то, что НЕ является функцией осознавания, в негативном ключе.


Не-полярность (недвойственность)


Люди часто делят мир на черное и белое, идеал и, что-то, что «не до», добро и зло, причину и следствие. Полярность - это одна из фундаментальных характеристик человеческого мышления. В осознанности восприятие становится не-полярным, единым, все разделения представляются как единое целое. Таким образом осознается разделение Я-Мир, Я делаю – Что-то производится. Все это воспринимается при взгляде с точки зрения ФО как «вместесуществующее», «такое как есть».


Недифференцированность


Для осознавания нет разделения на «важно» и «не важно», «существует» и «не существует». Этими значениями оперирует то, что в различных традициях называется различающим умом. По сути это совокупность наших, роящихся в голове, мыслей. Равностное отношение ко всем вещам, возникающим в сознании (в том числе и к «важно-не важно» и «существует — не существует») до их различения я называю недифференцированностью (от англ. Difference - разница). Важно не использовать понятие недифференцированности в смысле отрицания ценностей и смыслов, а видеть его как один из слоев нашего психического аппарата. В определенные моменты мы можем опираться на этот уровень функционирования для более гибкого приспособления к окружающей среде. Именно в переживании недифференцированности, по сути, извлекается наибольшая практическая польза от осознания функции осознавания. Это может описываться как переживание глубокого покоя или внутренней тишины в разных философских и религиозных традициях. Но все эти описания условны так как переживание осознавания можно описать лишь в негативных терминах («не покой», «не беспокойство», «не это и не то»).


Безличностность


Человек, раскрывший природы функции осознавания уходит от понимания себя как обособленной личности, которая испытывает те или иные ощущения и ригидные установки, которые непременно нужно поддерживать (сохранять целостность образа себя). Дискомфортным, также как и комфортным, переживаниям не придается бОльшего значения, чем любому другому переживанию. Они никуда не пропадают, а начинают восприниматься через призму недифференцированного отношения. Иногда об этом говорят как о «просто восприятии».


ФО и гештальт-терапия


Что значит все это для нас, как для практиков? Как мы можем интегрировать эти знания в процесс терапевтической работы?


Терапевт, который работает с функцией осознавания клиента должен ясно предупреждать его об особенностях этого подхода и объяснять, чем это может помочь. При сопротивлении со стороны клиента работа должна быть прекращена. Первоначально терапевт должен ясно анализировать то, способен ли человек прикоснуться к идее ФО или для него это не совсем близкий по духу концепт. Важно оценить его желание, способности к концентрации внимания и другие факторы, чтобы прямо контактировать с ним по этому вопросу.


Учитывая некоторый опыт работы в данном подходе, могу подытожить, что он подходит для тех кто испытывает то, что можно назвать хроническими депрессивными и тревожными состояниями вне стадий обострения. Потенциально он позволяет выдерживать даже самые тягостные переживания при созданных для этого условиях


Для освоения природы осознавания важно видеть прерывания на пути к этому. Помочь клиенту в этом может терапевт, который будет возвращать клиенту феномены этих прерываний.


Незнание может быть устранено при тщательном объяснении природы функции осознавания. Лучше, чтобы информация передавалась не сразу, а в составе экспериментов или упражнениий, чтобы это воспринималось не чисто интеллектуально, но более целостно, но основе телесного или чувственного опыта. Можно, например, предложить клиенту такой эксперимент: порекомендовать ему посидеть на одном стуле в состоянии своей «Удовлетворенности», затем на втором стуле в состоянии «Неудовлетворенности», а затем отойти и посмотреть на эти два стула со стороны из состояния «Наблюдателя» или «Осознавания». Таким образом, клиент сможет прикоснуться к своему полярному устройству психики и на образах понять природу ФО.


Необходимо указывать клиенту на его идентификацию с проблемами, переживаниями и другими проявлениями его сознания. Это то, что должен делать терапевт до тех пор, пока клиент полностью не раскроет для себя природу осознавания. Можно предлагать клиенту Самоисследование. Это один из классических способов раскрытия природы ФО. По сути это размышление над определенным вопросом. Оно может производиться с помощью таких вопросов, как «Кто Я?» или «Кто это Осознает?», что в общем одно и то же. Например, когда клиент говорит, что я это «Центр свободной воли, который принимает определенное решение», ответом терапевта должно быть очередное вопрошание «И кто же это осознает?» Результатом такого самоисследования должно быть или понимание собственного отождествления с определенной идеей Себя и принятием страданий, которые связаны с этой идеей или понимание отсутствия личности как таковой и раскрытие природы функции осознавания. Это может передаваться в виде домашнего задания с обсуждением результатов такого исследования.


Также можно предложить клиенту такой эксперимент для более точного понимания, что такое непосредственное осознавание. Предложите ему закрыть глаза и перевести внимание на то, что его беспокоит в данный момент. Потом спросите в каких телесных феноменах выражено это беспокойство, например «ощущение внутренней дрожи». Затем предложите ему не просто ощущать эту внутреннюю дрожь, а перевести внимание на осознавание или восприятие ощущения этой внутренней дрожи. Предложите ему быть не погруженным в это ощущение, а как-будто отстраненным от него, просто воспринимающим. Так клиент сможет глубже прочувствовать природу функции осознавания.


Некоторые духовные мастера предлагают такое упражнение — представить, что вся Вселенная, все люди и объекты в ней — это Вы. Что ваша Личность («Я») не ограничена вашими мыслями и человеческим телом. Это может помочь в осознавании иллюзорности обособленной Личности и понимании того, что идея «Я» является гибким концептом.


Для улучшения концентрации внимания можно рекомендовать медитативные упражнения, а также освобождение некоторого времени для спокойного размышления о природе осознанности и обращения внутрь себя.


На всех этапах работы с осознаванием терапевту важно уделять пристальное внимание тому, чтобы клиент правильно понимал все о чем ему говорится и не погружался в идеи и настроения излишне эзотерического толка. Важно очень четко самому понимать природу ФО и отслеживать свои авторитарные посылы в сторону клиента, ведь часто работа с осознаванием требует от клиента глубокого творческого подхода.


Также всегда важно помнить, что указатели, которыми описывается функция осознавания — это только указатели, а не точное описание того, чего необходимо достигнуть. Ведь о переживании осознавания можно говорить лишь в негативных терминах («не это и не то»). По меткому дзен-буддистскому выражению «не стоит путать Луну с пальцем, указывающим на неё».


Эта статья только шаг на пути к интеграции концепта, который всегда был там, где люди не довольствовались тем, что видели вокруг и хотели выйти за пределы мира и себя. Многим людям, находящимся в ситуации крайнего истощения, необходимы новые способы взаимодействия со своей психикой. Глубокое прикосновение к функции осознавания может им в этом помочь.


Мини-интервью с Федоров Коноровым в рамках обсуждения статьи "Осознавание как функция Селф"


Здравствуйте, Федор, рад, что вы согласились поговорить. Расскажите какие у вас появились мысли по ходу прочтения статьи.


Здравствуйте! Моя основная мысль в следующем. Я подумал, что в вашей статье прослеживается много буддийских идей. В гештальтисткой среде, на мой взгляд, есть некоторое смущение связанное с нашими буддийскими корнями. Возможно, что на это повлияла ситуация 90-х годов в России, когда появилось множество разнообразных «гуру» из смежных с буддийской практикой областей, не совсем понимающих о чем говорят. Хорошо, что сейчас приезжают люди, знакомые с традицией через непосредственных её носителей или получивших прямую передачу учения. Мне, например, очень интересен мастер Йонге Мингьюр Ринпоче. Игорь Берхин, хоть и не является буддийским учителем, также является очень понятным для меня экспертом в области практик созерцания.


Совершенно согласен. Возьмем даже тему последней конференции EAGT«Плодотворная пустота» - это вообще практически дословный буддийский термин. А вы сами занимаетесь медитацией?


Да, я занимался как раз у Игоря. И сейчас занимаюсь медитацией и йогой.


А в работу с клиентами интегрируете?


Да. У меня вообще был очень интересный путь: когда я стал интересоваться буддийскими идеями примерно 5-6 лет назад я уже 11 лет находился в поле гештальт-терапии. Вдруг внезапно у меня произошло озарение и многие гештальтистские идеи стали понятны, когда будто мне всегда не хватало какого-то важного звена. И это достаточно сильно поменяло мою работу с клиентами. Мне кажется, что стиль её, если судить по источникам, стал больше «Перлзовским», с большим вниманием к восприятию, с использованием экспериментов из Практикума по гештальт-терапии. Раньше эти эксперименты казались странными такими упражнениями, типа полезными, но не очень понятно для чего. У меня вообще есть радикальная идея о том, что многие гештальтистские идеи, например теорию поля, по-настоящему сложно понять без определенных практик (практик созерцания — прим. ред.). Эти идеи, конечно, могут интеллектуально схватываться, но они достаточно сложны для того, чтобы сразу стать частью работы.


Мне кажется, что они в современном понимании часто воспринимаются как чисто поведенческие рекомендации или в виде определённых навыков.


Да, совершенно согласен. Мне тоже кажется, что эти идеи часто воспринимаются на уровне навыков. А эти эксперименты из практикума, которые я периодически перечитываю, например гениальный эксперимент «здесь и сейчас я осознаю», необходимы как раз для того, чтобы получить знания, а не определенный навык.


Скажите, а какая для вас разница между осознаванием и вниманием?


Мне кажется, что очень важно эти понятия для себя разделять ия все время пытаюсь подобрать наиболее удачные для себя определения. Внимание для меня – это обращенность сознания куда-то и способность это внимание перемещать. Осознование для меня – это переживание какого-то феномена при уже направленном на него внимании, какого-то определенного опыта. У буддистов есть такое понятие как различение, когда при отделении одного опыта от другого происходит некоторое впечатление. Мне кажется, что осознавание на самом деле возможно только при вот этом различении.


Еще мне очень интересна и близка тема, которую я считаю главной в статье, про осознавание своего осознавания. После того как я вашу статью прочитал, я наткнулся на переписку в Фейсбуке. И один из её участников Константин Павлов (от ред. – директор ВЕГИ Восточно-Европейского Гештальт Института) как раз упомянул вот это самое понятие awareness of awareness(осознавание осознавания). Он отослал меня к одной работе, название которой не могу уже припомнить, а также сказал, что Гари Йонтеф часто пользуется этим выражением в своих книгах. Мне кажется, что это очень ценная мысль, сейчас попробую её передать. По-моему мнению, это осознавание выглядит, в зрительном представлении, как некий континуум, когда человек обращает своё внимание на разные элементы мира, которые расположены далеко от него, на объектах. Это могут очень разные объекты быть: внешнего мира, сознания и т.д. И радикальная, достаточно отдаленная цель терапевтической работы – это движение издалека, от объектов, которые, кстати, могут быть расположены в прошлом или будущем, к самому вот этому континууму осознавания. Мне кажется, что это похоже на то, что обозначают как здесь-и-сейчас. Причем это важно воспринимать не как просто интеллектуальный конструкт, а как некоторое переживание, которое, как мне кажется, по-настоящему доступно только через то, что вы описали в статье, через осознавание осознавания. Потому, что если я провожу феноменологическую редукцию, осознаю все как феномены своего сознания, как, например, это происходит в випашшане (от ред. - вид медитации), то в какой-то момент я прихожу к осознаванию именно континнума осознавания, просто некому присутствию в нем.


Скажите, пожалуйста, еще о ваших мыслях о популярном в гештальт-терапии концепте удовлетворения собственных потребностей? Учитывая, что это достаточно индивидуалистический концепт имеет ли он место вообще в современной психотерапевтической работе?


Это очень любопытная тема, я недавно об этом размышлял после того как меня озадачил своими размышлениями Лев Черняев. Он вообще достаточно радикально говорит, что ему эта идея не очень нравится и он старается её стороной обходить. Я же, в некотором смысле, заменяю для себя термины потребность, их удовлетворение, неудовлетворенность на такие концепты как напряжение в поле и его перемещение, движение энергии в поле. По-моему мнению, при таком взгляде никаких конфронтаций с полевой парадигмой не возникает


То есть как описательный концепт такой?


Да, для меня это скорее вопрос идентификации. То есть какие напряжения поля я себе присваиваю. Вот говорю, например «Я этого хочу», чего-то у меня вот на кухне не хватает, какой-то вазы красивой, и тогда я отождествляюсь с этим и могу сказать, что это моя потребность.


Поделитесь еще пожалуйста своими мыслями в контексте осознавания, осознанности о self.


В рамках буддийской традиции есть интересное описание структуры личности тело-речь-ум. На мой взгляд, на него можно взглянуть как на нечто подобное функциям селф. Я не ставлю знак равенства, но тело там похоже на ид, речь на персонэлити, и это очень красивая, на мой взгляд, идея – «речь другого», которая журчит у меня в голове. И ум как нечто, что совершает выбор, дифференцировку фигур и фонов.


Я недавно в фейсбуке прочитал заметку про бесхарактерность терапевта, скажите, что вы вкладываете в это понятие?


Я, в общем, вкладываю в это то же самое, что говорил Перлз. Это достаточно классический взгляд о том, что характер – это некоторая повторяемость поведения. «Плодотворная пустота», на мой взгляд – это некий антоним понятию характер. Я еще сейчас подумал, во время нашего разговора, об агрессии. Агрессия воспринимается как движение в среду для того, чтобы что-нибудь получить, а я часто думаю про агрессивность как и про энергию для постоянного разрушения собственных форм, ведь это тоже постоянная активность по созданию в себе этой плодотворной пустоты.


У меня возникает мысль о важности такого механизма как ретрофлексия для этого.


Да, это на самом деле так.


Спасибо вам большое за такой разговор, было очень интересно пообщаться.


И вам спасибо, был рад поговорить с кем-то из гештальт-сообщества, кто интересуется идеями буддизма.






Антон Сорокин


Гештальт-терапевт, психиатр, главный редактор NGViR











Федор Коноров


Практикующий психолог с 2004 года, гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер МГИ

Просмотров: 82

©2019 New Gestalt Voices in Russia. Сайт создан на Wix.com